О компании / События / Новости / Новости "Стронекс"

Ужесточились требования к проведению сварочных работ

svarka.jpgПо постановлению Правительства Челябинской области от 29.12.2017 г. № 768-П осуществляется строительство объектов капитального строительства, финансируемых из федерального, областного и местного бюджетов. Просим обратить внимание на требования к проведению работ с применением сварки.

Во исполнение требований постановления Правительства Челябинской области от 29.12.2017 г № 768-П в соответствии с Положением о Координационном Совете по сварке в строительстве и ЖКХ по Челябинской области от 01.02.2006 г. предоставляется в помощь государственным и муниципальным техническим заказчикам при исполнении государственных и муниципальных нужд, строительным организациям и заинтересованным лицам в безопасности объектов капитального строительства.

Для обеспечения безопасности зданий и сооружений, сохранения жизни и здоровья людей, сбережения бюджетных средств государственным и муниципальным техническим заказчикам предлагается применение (контроль за исполнением) СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 «Сварочные работы. Правила, контроль выполнения и требования к результатам работ», как обязательного при проведении строительного контроля при исполнении государственных и муниципальных заказов.

Стандарт СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 определяет полноту качества выполнения сварочных работ, конкретные требования к специалистам сварочного производства (мастера, технологи) и сварщикам, порядка их допуска к работе, технологиям сварки, контролю качества сварных соединений (предусмотренных в технологиях сварки (ППСР), к свариваемым, сварочным материалам и оборудованию и порядку их допуска к применению, порядку проведения контроля качества непосредственно при сборке деталей перед сваркой и при формировании сварных швов (мастера, бригадиры, контролеры сварочных работ), оформлению исполнительной документации, включая Журнал сварочных работ.

Единственный в строительстве обязательный к исполнению СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции. Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87» (далее СП), включенный в Перечень… сводов правил…, утвержденный постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 г. № 1521, не обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», так как в нем отсутствуют требования либо ссылки на сварочные регламенты, предусмотренные в СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012.

Сварочные регламенты (нормативные правовые акты (НПА) Ростехнадзора (РТН): ПБ 03-273-99, РД 03-495-02, РД 03-613-03, РД 03-614-03, РД 03-615-03, РД 03-606-03 применяются десятки лет, как обязательные на опасных производственных объектах. За это время на данных объектах не зарегистрировано случаев разрушений, аварий и инцидентов. Сварочные регламенты надежно обеспечивают национальную безопасность Российской Федерации на опасных производственных объектах.

При строительстве объектов капитального строительства, основанной только на СП 70.13330.2012, бессмысленны экспертиза проектной документации, строительный надзор, при осуществлении которых рассматриваются только проектная документация и технические регламенты, но не рассматриваются сварочные регламенты.

Острая необходимость применения в строительстве сварочных регламентов Ростехнадзора предопределена следующим:

1. В строительстве отсутствуют сварочные регламенты, действующие на обязательной основе, в том числе в разделе 10 СП 70.13330.2012 «СНиП 3.03.01-87 «Несущие и ограждающие конструкции» (действующего на обязательной основе согласно пункту 47 Перечня национальных стандартов..., утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.2014 № 1521) отсутствуют конкретные критерии оценки качества и ссылки на сварочные регламенты, в том числе:

1.1. Согласно п. 10.1.1 СП для лиц, осуществляющих руководство сварочными работами отсутствуют критерии квалификации, порядок и условия их допуска к работе для выполнения ими трудовой функции, соответствующие требованиям НПА Минтруда России и Ростехнадзора либо ссылки на НПА.

На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются ПБ 03-273-99 «Правила аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 30.10.1998 г. № 63 и «Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утв. приказом Ростехнадзора от 14.03.2014 г. № 102.

1.2. Согласно п. 10.1.2 СП сварочные работы должны производиться по проекту производства сварочных работ (технологиям сварки), технологическим картам по сварке, входящим в комплект исполнительной документации.

Но сварочные технологии (ППСР) не входят в состав проектной документации. НОПРИЗ своим письмом от 18.04.2017 г. № 1-ЮЛ/06-237/17-0-0 подтверждает, что «... сварочные работы должны выполняться в соответствии с производственно-технологической документацией по сварке, которая не входит в состав проектной документации».

В данном пункте СП отсутствуют критерии качества, предъявляемые к сварочным технологиям, порядку разработки и условия допуска их в производство, а так же к лицам по их разработке либо ссылки на НПА Ростехнадзора и Минтруда РФ.

На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются РД 03-615-03 «Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 г. № 103.

1.3. Согласно п. 10.1.3 СП сварку должны выполнять рабочие сварщики, имеющие профессиональный диплом (удостоверение) сварщика и квалификационное удостоверение, выданное в соответствии с «Правилами аттестации сварщиков ...».

С 01.07.2013 г. (даты ввода СП в действие) произошли изменения в Федеральном законодательстве, в том числе в Трудовом Кодексе РФ, а именно: вступили в силу Федеральные законы: ФЗ № 122-ФЗ от 02.05.2015 г. "О внесении изменений в Трудовой кодекс ...» , ФЗ № 238-ФЗ от 03.07.2016 г. "О независимой оценке квалификаций», а также Министерством труда и социальной защиты РФ изданы приказы: № 701н от 28.11.2013 г. "Об утверждении профессионального стандарта «Сварщик» и № 215 от 09.04.2018 г. "О внесении изменений в некоторые выпуски Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих», согласно которым отменены разряды для сварщиков по ЕТКС и введены уровни по профессиональному Стандарту «Сварщик». На этом основании для качественного выполнения сварочных работ профессионального диплома сварщика недостаточно.

Также не конкретизированы «Правила аттестации сварщиков», согласно которым должно выдаваться квалификационное удостоверение для допуска сварщика к выполнению сварочных работ и, согласно которым определен порядок и условия допуска сварщика к сварке; также нет ссылки на НПА Ростехнадзора.

Таким образом, не определены конкретные критерии качества, предъясвляемые к сварщику, порядок и условия допуска его к сварочным работам.

На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются ПБ 03-273-99.

1.4. Согласно п. 10.1.9 СП к сварочным материалам не предъявляются требования, предусмотренные сварочной технологиией, а также при их поставке не предусматриваются сопроводительные документы, подтверждающие их качество, как для опасных производственных объектов.

На опасных производственных объектах на обязательной основе применяются РД 03-613-03 «Порядок применения сварочных материалов при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов, утв. постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 г. № 101.

1.5. Согласно п. 10.1.14 СП к сварочному оборудованию не предъявляются требования, предусмотренные сварочной технологией; а к сопроводительной документации - требования, согласно Техническому регламенту «О безопасности машин и оборудования», утв. постановлением Правительства РФ от 15.09.2009 г. № 753 и РД 03-614-03 «Порядка применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для опасных производственных объектов», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 19.06.2003 г. № 102.

Указанный Технический регламент и РД 03-614-03 обязательны к применению на опасных производственных объектах.

1.6. Согласно п. 10.2.19 СП не предусмотрен порядок проведения визуального и измерительного контроля прихваток и сварных соединений креплений сборочных и монтажных приспособлений, определяемых внешним осмотром и измерениями и нет ссылок на НПА.

На опасных производственных объектах на обязательной основе визуальный и измерительный контроль прихваток и сварных соединений проводится на обязательной основе в порядке требований РД 03-606-03 «Инструкция по визуальному и измерительному контролю», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 г. № 92.

1.7. Согласно п. 10.4.2 СП не определен порядок и очередность проведения видов неразрушающего контроля и устранения дефектов.

На опасных производственных объектах порядок и очередность проведения видов неразрушающего контроля определяется РД 03-606-03.

1.8. Согласно п. 10.4.3 СП, на которое ссылается своим письмом Минстрой РФ от 13.07.2017 г. № 24902-АС/08, «Методы и объема контроля должны соответствовать требованиям проектной документации, таблице 10.6 и ППСР (плану производства сварочных работ, сварочной технологии).

Из п. 1.2 ( п.10.1.2 СП) следует следующее:

- технологии сварки в состав проектной документации не входят,

- СП не предусматривает критерии качества, предъявляемые к разработке и самой технологии сварки, к методам и объемам контроля качества сварочных швов и сварных соединений, предусмотренные ППСР (технологией сварки), а также нет ссылок на НПА Ростехнадзора,

- СП также не предусматривает критерии качества, предъявляемые к разработчикам технологий сварки, порядка и условий допуска лиц к разработке технологий сварки или ссылки на НПА Ростехнадзора.

На объектах капитального строительства, построенным без технологий сварки, разработанных по РД 03-615-03, не проводится контроль качества сварки, предусматриваемый ППСР. Данные объекты не гарантированы от разрушений и представляют потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей.

При существующей системе проектирования зданий и сооружений (проектирование не предусматривает виды и объемы контроля качества сварных соединений, определенные в ППСР), экспертизы такого качества проектной документации, без персональной ответсвтенности за качество сварки и сварных соединений на каждом этапе строительства, действующим СП 70.13330.2012 предопределено строительство потенциально опасных для жизни и здоровья людей объектов капитального строительства, в том числе: многоквартирных жилых домов, объектов социальной и культурной сферы.

1.9. Согласно п. 10.5.1 СП производственный контроль качества выполнения монтажных сварных соединений, арматуры, закладных и соединительных изделий должен осуществляться в соответствии с ППСР (технологией сварки). Проблема аналогична пункту 10.4.3 СП.

1.10. Согласно п. 10.5.2 СП не конкретизированы объемы входного и операционного контроля персоналом (мастера, бригадиры, лица) генподрядчика (субподрядчика), осуществляющего сварочные работы, а также порядок проведения этих видов контроля.

На опасных производственных объектах входной и операционный контроль в обязательном порядке проводится согласно РД 03-606-03.

К проведению входного и операционного контроля должен допускаться персонал (лица) при наличии профессиональной квалификации «Контролер сварочных работ» не ниже 4 уровня по профессиональному стандарту «Контролер сварочных работ», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 01.12.2015 г. № 908 н, и в соответствии с требованиями ПБ 03-440-02 «Правила аттестации персонал в области неразрушающего контроля», утв. постановлением Госгортехнадзора России от 23.01.2002 г. № 3,.

2. Отсутствие сварочных регламентов для применения при проектировании, экспертизе проектной документации, строительстве зданий и сооружений объектов капитального строительства признано, в том числе:

- Правительством Ленинградской области, письмо от 09.02..2016 г. № 04-32/16-0-1,

- Челябинским межрегиональным Союзом строителей, письма от 27.12.2016 г. № 01-101/372; от 22.03.2017 г. № 01-101/074.

- НОСТРОЙ, письмо от 07.03.2017 г. № 05-01-1453/17,

- НОПРИЗ, письмо от 18.04.2017 г. № 1-ЮЛ/06-237/17-0-0.

3. При такой системе строительства объектов капитального строительства бессмысленны экспертиза проектной документации, строительный надзор, при осуществлении которых рассматриваются только проектная документация и технические регламенты, но не рассматриваются сварочные регламенты.

4. Строительство объектов капитального строительства строительными организациями ведется без соблюдения требований сварочных регламентов и регламентов контроля качества. Строительными организациями не проводится входной, операционный контроль и не оформляются документы входного контроля и исполнительная документация по сварке и контролю качества сварных соединений. Подтверждением некачественного строительства являются, оформленная ненадлежащим образом исполнительная документация, включая Журналы сварочных работ. Такие объекты являются потенциальной угрозой для жизни и здоровья людей.

5. На этом основании существует постоянная потенциальная угроза разрушений зданий целиком и сооружений объектов капитального строительства, жизни и здоровью людей, утраты государственного имущества и имущества граждан, в том числе при локальном взрыве газа в отдельных помещениях (квартирах), в случаях легких землетрясений в 3-4 балла, проходящих мимо тяжелых грузовых составов железнодорожных поездов, стихийных природных воздействий, применения климатического оружия и др.

6. Средства массовой информации периодически информируют, пока, об единичных случаях разрушений жилых домов по всем этажам (целиком подъездов), пострадавших людях в связи со взрывом газа в одной из квартир, например в г. Волгограде 20.12.2015 г., в г. Ярославле 16.02.2016 г. В то же время в г. Донецке такие же жилые дома выдержали взрывы боевых снарядов, но не обрушились и были восстановлены. Данные здания были построены с применением сварки. Легкие землетрясения в 3-4 балла уже были в Челябинской и Свердловской области в 2015 году, но территории крупных городов, где построены жилые многоквартирные пяти и большей этажности дома с применением сварки, пока, не коснулись.

7. Необходимость применения указанных выше сварочных регламентов в строительстве, согласно СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012, и собственно СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 в существующей редакции подтвердили 17 ученых (4 доктора технических наук и 13 кандидатов технических наук), 6 экспертов высшей квалификации в области сварки и контроля качества сварных соединений 15 ведущих мировых и российских специализированных в области сварки институтов и 6 ведущих в РФ экспертных организаций в области сварки.

8. Технический Комитет по стандартизации ТК-364 «Сварка и родственные процессы» Росстандарта 15.05.2017 г. при участии представителей, в том числе: НОСТРОЙ (ТК-400), Ростехнадзора, СРО НП «НАКС», ООО «НЭДК», ООО «ЦПС «Сварка и Контроль» на основании результатов экспертной оценки СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 (в редакции от 20.01.2017 г.) подтвердил своим решением необходимость применения данного стандарта и предложил:

- актуализировать (усилить) данный стандарт Федеральными нормами и правилами «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах», утв. приказом РТН от 14.03.2014 г. № 102;

- государственным надзорным органам при осуществлении государственного строительного надзора применить СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 в целях обеспечения уровня безопасности свариваемых конструкций при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, включая строительство многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости, а также

- распространить данный стандарт на все этапы строительства.

9. Согласно требованиям Федерального законодательства:

- Ст. 16.1 п. 4 Федерального закона № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. в редакции ФЗ № 255-ФЗ от 21.07.2011 г., № 104-ФЗ от 05.04.2016 г.,

- Градостроительного кодекса РФ в части о договоре строительного подряда,

- ФЗ № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. в части конкурсной документации,-

в качестве технических регламентов (взамен государственных стандартов и сводов правил либо при их отсутствии) допускается применять: предварительные национальные стандарты РФ, стандарты организаций (СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012) и (или) иные документы (НПА Ростехнадзора, приложение № 1) для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

10. Стандарты НОСТРОЙ к применению на территории Сахалинской области были приняты еще в 2011 году. Министерство строительства Сахалинской области Решением коллегии от 11.11.2011 г. обязало государственных и муниципальных заказчиков рассмотреть и принять государственными и муниципальными заказчиками для обязательного использования при проведении строительного контроля утвержденные стандарты НОСТРОЙ. (приложение 2)

СТО НОСТРОЙ 2.10.64-2012 на законном основании могут быть приняты государственными и муниципальными техническими заказчиками при исполнении государственных и муниципальных нужд.

11. Утверждение о необоснованности затрат строительных организаций на соблюдение сварочных регламентов несостоятельно.

11.1. Затраты на аттестации сварщиков, руководителей сварочных работ, специалистов контроля качества (визуальный и измерительный контроль), сварочных технологий, подтверждение качества сварочного оборудования в пересчете затрат на год для одной строительной организации в Челябинской области составляют 50 тыс. рублей, то есть равны цене 1 метра квадратного в жилом доме 97 серии. Доля затрат строительной организации на обеспечение и подтверждение качества сварочных работ в пересчете на строительство одного девяти этажного шести секционного жилого дома 97 серии стоимостью в 500 млн. рублей составляет 0,0001 (0,01%).

11.2. У приобретателя квартиры имеется риск потерять квартиру стоимостью от 2 500 000 рублей и свою жизнь при отсутствии гарантии (подтверждения) качества сварочных работ и ответственных за качество сварки из-за экономии 50 тыс. рублей в год строительной организацией и из-за отсутствия требований применения в строительстве сварочных регламентов.

12. Применение СТО НОСТРОЙ 2.10.64.2012 при строительном контроле за строительством многоквартирных жилых домов и объектов социального назначения обеспечит выполнение ст. 1, ст. 3 ч. 6 ФЗ № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в части:

- защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества,

- предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей,

- механической безопасности зданий и сооружений.

Приложения к статье

Источник


Все новости»